Сайт группы "Карфаген пал"
Данный сайт носит исключительно информативный характер, без претензий на красоту оформления и концептуальность дизайна :)
Вся информация, размещенная на сайте, предоставлена непосредственно участниками группы КАРФАГЕН ПАЛ

OPUS POSTHUNUM Сайт группы Карфаген Пал MATERIA / HYPOSTASIS
Сайт группы Карфаген пал
О группе | Главная | Новости | Музыка | Тексты | Фото | Отчеты
Финикийцы | Видео | История | Гостевая книга | Контакты | Ссылки

История.

Карфаген.
РИМСКИЙ КАРФАГЕН.
Карфаген.
Финикийцы и их наследие.
Ганнибал. Один против Рима.
Финикийские обряды

Карфаген-2011. Современные виды (new!)

Карфаген.

Прежде чем обратиться к непосредственному рассмотрению этой культуры, следуе уточнить географические границы территории, о которой пойдет речь.

Все страны, занимающие североафриканское побережье - Египет, Ливия, Тунис, Алжир и Марокко,- входили в состав Римской империи. Однако было бы неправильно рассматривать их искусство в рамках одного труда.

Страна с такой древней культурой, как Египет, и под эгидой Римской империи сохранила значительную культурную самостоятельность. Искусство же египетской Александрии было эллинистическим по своей сути. Рассматривать искусство римского времени Египта и Киренаики следует вместе с искусством восточных провинций Римской империи - Греции и Передней Азии.



Иной была судьба центральных и западных стран Северной Африки - Туниса, Алжира, Марокко и Триполитании ( западная часть современной Ливии). Эта территория, населенная берберами, в конце второго - начале первого тысячелетия до н.э. стала объектом колонизации финикийцев, создавших могучее Пуническое государство, центром которого был Карфаген.

Пунические войны явились причиной того, что культура и искусство Карфагена известны нам лишь в незначительной части. Почти незнакома городская архитектура - многие города были разрушены римлянами. Лишь обширные пунические некрополи и предметы, найденные в погребениях позволяю составить представление, хотя и далеко не полное, об искусстве Карфагена. Следует сразу же подчеркнуть, что искусство никогда не имело в Пуническом государстве такого значения, как в Греции или Египте. Пуническая религия отличалась жестокими обрядами; человеческие жертвоприношения существовали еще в период войн с Римом. Принесение в жертву верховным богам Карфагена, Баалу Хаммону и Танит, детей-первенцев, должно было, по верованиям пунийцев, обеспечивать благоденствие и процветание страны, отвращать надвигающуюся опасность. Пепел сожженных жертв хоронили на окруженных оградой священных участках - тофетах.

Наверх

РИМСКИЙ КАРФАГЕН.

РИМСКИЙ КАРФАГЕН. Обладавший практической складкой Юлий Цезарь распорядился основать новый Карфаген, поскольку считал бессмысленным оставлять неиспользованным столь выгодное во многих отношениях место. В 44 до н.э., через 102 года после гибели, город начал новую жизнь. С самого начала он достиг процветания в качестве административного центра и порта области с богатым сельскохозяйственным производством. Этот период истории Карфагена длился почти 750 лет.



Карфаген стал главным городом римских провинций в Северной Африке и третьим (после Рима и Александрии) городом в империи. Он служил резиденцией проконсула провинции Африка, которая в представлении римлян в большей или меньшей степени совпадала с древней карфагенской территорией. Здесь же располагалась администрация императорских земельных владений, составлявших значительную часть провинции. Многие знаменитые римляне связаны с Карфагеном и его окрестностями. Писатель и философ Апулей в юности учился в Карфагене, а позднее добился там такой славы благодаря своим греческим и латинским речам, что в его честь воздвигались статуи. Уроженцем Северной Африки был Марк Корнелий Фронтон, наставник императора Марка Аврелия, а также император Септимий Север.

Древняя пуническая религия сохранилась в романизированной форме, и богине Танит поклонялись как Юноне Небесной, а образ Ваала слился с Кроном (Сатурном). Тем не менее именно Северная Африка стала оплотом христианской веры, а Карфаген получил известность в ранней истории христианства и явился местом проведения ряда важных церковных соборов. В 3 в. карфагенским епископом был Киприан, а Тертуллиан провел здесь большую часть своей жизни. Город считался одним из крупнейших центров латинской учености в империи; св. Августин в своей Исповеди дает нам несколько ярких зарисовок жизни учащихся, посещавших риторическую школу Карфагена в конце 4 в.



Однако Карфаген оставался всего лишь крупным городским центром и не имел политического значения. Слушаем ли мы рассказы о публичных казнях христиан, читаем ли о яростных нападках Тертуллиана на знатных карфагенянок, являвшихся в церковь в пышных мирских нарядах, или встречаем упоминания о каких-то выдающихся личностях, оказавшихся в Карфагене в важные моменты истории, выше уровня крупного провинциального города он более никогда не поднимается. Некоторое время здесь находилась столица вандалов (429-533 н.э.), которые, как когда-то пираты, отправлялись в плавание из гавани, господствовавшей над средиземноморскими проливами. Затем эту область завоевали византийцы, удерживавшие ее до тех пор, пока в 697 Карфаген не пал под натиском арабов.

ОБЛАСТИ И ГОРОДА. Земледельческие районы в материковой Африке - область обитания собственно карфагенян - приблизительно соответствуют территории современного Туниса, хотя под власть города попадали и другие земли. Когда древние авторы говорят о многочисленных городах, бывших во владении Карфагена, они несомненно подразумевают обычные деревни. Однако имелись здесь и настоящие финикийские колонии - Утика, Лептис, Гадрумет и др. Сведения об отношениях Карфагена с этими городами и некоторыми финикийскими поселениями в Африке или где-либо еще скудны. Города тунисского побережья проявили независимость в своей политике лишь в 149 до н.э., когда стало очевидно, что Рим намерен уничтожить Карфаген. Некоторые из них покорились тогда Риму. В целом Карфаген сумел (вероятно, после 500 до н.э.) избрать политическую линию, к которой присоединились остальные финикийские города как в Африке, так и по другую сторону Средиземного моря.

Карфагенская держава была весьма обширна. В Африке ее самый восточный город находился более чем в 300 км к востоку от Эи (совр. Триполи). Между ним и Атлантическим океаном обнаружены руины ряда древних финикийских и карфагенских городов. Около 500 до н.э. или немногим позже мореплаватель Ганнон возглавил экспедицию, основавшую несколько колоний на атлантическом побережье Африки. Он рискнул проникнуть далеко на юг и оставил описание горилл, тамтамов и прочих редко упоминаемых древними авторами африканских достопримечательностей.

Колонии и фактории по большей части располагались на расстоянии примерно одного дня плавания друг от друга. Обычно они находились на островах вблизи берега, на мысах, в устьях рек или тех местах материковой части страны, откуда было легко добраться до моря. Например, Лептис, находившийся неподалеку от современного Триполи, в римскую эпоху служил конечным приморским пунктом великого караванного пути из внутренних областей, откуда купцы везли рабов и золотой песок. Эта торговля началась, вероятно, на ранних этапах истории Карфагена.



В состав державы входили Мальта и два соседних с ней острова. Карфаген веками вел борьбу с сицилийскими греками, под его властью находились Лилибей и другие надежно укрепленные порты на западе Сицилии, а также, в различные периоды, и другие области на территории острова (бывало так, что в его руках находилась едва не вся Сицилия, кроме Сиракуз). Постепенно Карфаген установил контроль и над плодородными районами Сардинии, между тем как жители горных районов острова оставались непокоренными. Иноземным купцам доступ на остров был запрещен. В начале 5 в. до н.э. карфагеняне начали осваивать Корсику. Карфагенские колонии и торговые поселения существовали и на южном побережье Испании, тогда как на восточном берегу закрепились греки. Со времени прибытия сюда в 237 до н.э. Гамилькара Барки и до похода Ганнибала в Италию были достигнуты большие успехи в подчинении внутренних областей Испании. По-видимому, при создании своей разбросанной по разным территориям державы Карфаген не ставил иных целей, кроме установления над ними контроля ради получения максимально возможной прибыли.

ГОРОД И ДЕРЖАВА. Карфагену принадлежали плодородные земли в глубине материка, он имел выгодное географическое положение, которое благоприятствовало торговле, а кроме того позволяло контролировать воды между Африкой и Сицилией, не позволяя чужим кораблям заплывать дальше на запад. По сравнению со многими знаменитыми городами древности, пунический (от лат. punicus или poenicus - финикийский) Карфаген не столь богат находками, поскольку в 146 до н.э. римляне методично разрушили город, а в римском Карфагене, основанном на том же месте в 44 до н.э., велось интенсивное строительство. На основании скудных свидетельств античных авторов и их зачастую неясных топографических указаний мы знаем, что город Карфаген был обнесен мощными стенами протяженностью ок. 30 км. Численность населения в нем неизвестна. Очень сильно была укреплена цитадель. В городе имелись базарная площадь, здание совета, суд и храмы. В квартале, называвшемся Мегара, было множество огородов, фруктовых садов и извилистых каналов. Корабли входили в торговую гавань через узкий проход. Для погрузки и разгрузки на берег можно было вытащить одновременно до 220 судов (древние корабли следовало по возможности держать на суше). За торговой гаванью располагались военная гавань и арсенал.

Система правления. По своему государственному устройству Карфаген был олигархией. Несмотря на то, что на родине, в Финикии, власть принадлежала царям и основательницей Карфагена, согласно легенде, была царица Дидона, о царской власти здесь мы почти ничего не знаем. Древние авторы, по большей части восхищавшиеся устройством Карфагена, сравнивали его с государственным строем Спарты и Рима. Власть здесь принадлежала сенату, который ведал финансами, внешней политикой, объявлением войны и мира, а также осуществлял общее ведение войны. Исполнительная власть была возложена на двух выборных магистратов-суффетов (sufetes называли их римляне, это та же должность, что "шофетим", т.е. судьи, в Ветхом Завете). Очевидно, это были сенаторы, и обязанности их были исключительно гражданскими, не предполагавшими контроль за войском. Вместе с командующими армией они избирались народным собранием. Такие же должности учреждались в городах, находившихся под властью Карфагена. Хотя многие аристократы владели огромными сельскохозяйственными угодьями, обладание землей не являлось единственным основанием для достижения высокого социального положения. Вполне почтенным занятием считалась торговля, и к полученному таким способом богатству относились с уважением. Тем не менее некоторые аристократы время от времени активно выступали против засилья торговцев, как, например, Ганнон Великий в 3 в. до н.э.

Наверх

Карфаген.

Со свержением Тарквиния Гордого начинается период Римской республики (509-29 гг. до н.э.), длившийся почти 500 лет. Молодая республика успешно одолела этрусков, но в 390 г. до н.э. Рим, как и весь полуостров, был захвачен галлами, впоследствии почти полностью разграбившими город.

Тем не менее, римляне были настроены расширить свои владения, в особенности на востоке. Но при этом Рим столкнулся с серьезным соперником — Карфагеном. Как и следовало ожидать, соперничество обернулось войной, начавшейся в 264 г. до н.э. из-за римских претензий на Сицилию. Так началась Первая Пуническая война. Впоследствии Риму пришлось вести еще две Пунических войны, и в итоге в 146 г. до н.э. Карфаген пал . Так сбылся известный призыв политического деятеля Катона Старшего, заявлявшего каждый раз в конце своих выступлений в Римском Сенате, что "Карфаген должен быть разрушен».



Эллины, этруски, а вслед за ними и римляне, совершая плавания к Средиземноморскому побережью Африки, к Пиренейскому полуострову и к островам западной части Средиземного моря, сталкивались не только с отсталыми племенами, но и с соперниками, опередившими их во многих сферах - в мореплавании, ремесленном производстве, градостроительстве, торговом деле, - карфагенянами.

Город Карфаген на побережье Северной Африки, основанный финикийцами в IX-VIII вв. до н. э. как торговое поселение, со временем превратился в сильнейшую торговую и морскую державу Западного Средиземноморья. Столетиями велись войны между эллинами и карфагенянами за обладание прекрасным островом Сицилией. Римляне при этом соблюдали нейтралитет, подкрепленный целой серией договоров VI, IV, III вв. до н. э. В этих договорах римляне клялись своими богами, карфагеняне (римляне называли их пунами) - своими. Впоследствии римляне вступили с ними в борьбу за обладание той же Сицилией, а также Сардинией и Пиренейским полуостровом. Войны Рима и Карфагена (Пунические войны) чередовались с периодами мира, в нарушении которого каждая из враждующих сторон обвиняла другую, подчеркивая вероломство и измену клятвам, данным перед лицом богов.

Основные сведения о карфагенских богах содержатся в произведениях римских историков, а археологические раскопки на Сардинии, Сицилии, в Испании и на северном побережье Африки дополнили эти сведения пуническими надписями и культовыми памятниками. Однако современные знания о карфагенской религии остаются неполными, поскольку римляне уничтожили Карфаген - один из величайших культурных центров древности - со всей его богатой исторической и религиозно-философской литературой. Карфаген пал в 146 г. до н. э., просуществовав всего 668 лет.

Наверх

Финикийцы и их наследие.

Они прибыли к берегам Туниса в конце ХII века. В 1101 г. до н.э. они основали Утику, затем Гиппон, Хадрумет, Лептис и ряд других колониальных поселений, которые были их опорными пунктами, святилищами и факториями. Среди этих поселений наибольшую известность приобрёл г. Карфаген (по-арабски "Картаж"), основанный в 814 г. до н. э.

После того, как ассирийский царь Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н.э.) покорил Тир (Триполи ливанский), Сидон (ливанская Сайда) и другие восточно-финикийские города, Карфаген стал центром западно-финикийских колоний. Римляне называли их "пунами", поэтому всё связанное с пунами и их цивилизацией ныне традиционно именуется "пуническим".

Финикийские колонии представляли собой античные города-государства, которые жили за счет торговли и сельского хозяйства. Именно финикийцы завезли в Тунис оливковое дерево и распространили его по всей Северной Африке и Испании. Макситаны - местное земледельческое население страны - не только взимали с финикийцев дань за право основывать колонии и торговать на их земле, но и перенимали у пришельцев новые агрономические навыки. Так продолжалось до середины VII в. до н. э. Именно в это время Карфаген погрузился в череду победоносных войн, в результате которых в 516 г. до н. э. возникла Триполитания, под властью которой находились западная часть острова Сицилия, о-в Сардиния, часть острова Корсика, Болеарские острова, Южная Испания и всё побережье Северной Африки от Гибралтара до Филеновых жертвенников, за которыми начинались владения второй сверхдержавы региона - греческой Кирены, основного противника финикийцев. В V в. до н.э. финикийцы подчинили себе Канарские о-ва и атлантическое побережье Марокко.

Только крупное поражение карфагенян в 480 г. до н.э. приостановило их продвижение в Южной Италии и спасло эллинский мир от полного уничтожения.



Карфаген того времени был сочленением в единое целое пунических городов, союзных племён и покорённых провинций. Центром же была территория современной Тунисской республики, где находились 23 пунических города и провинция Ливия. Многоэтажные кирпичные здания, защищённая гавань и тройная линия крепостных стен.Вот что представлял собой в III в. до н.э город, в котором проживало около 700 тысяч жителей. В стране было множество библиотек, некоторые труды (к примеру, отчёт о морских экспедициях "Перипл" Ганнона, труды карфагенских историков сочинения по агрономии и т.п) были частично или полностью переведены на греческий и латинский языки. Карфагенская армия состояла, в основном, из наёмников и насчитывала несколько сот тысяч воинов. Широко использовалась военная техника, особенно метательные и осадные машины, колесницы. В IV в. до н.э. были "приняты на вооружение" боевые слоны. Но надо заметить, что высокий уровень культуры сочетался с кровавым культом Молоха - одного из воплощений финикийского божества Ваала - который требовал от карфагенян человеческих жертвоприношений.

В III в. до н.э. всё возрастающее могущество Рима повлекло за собой прямое столкновение между двумя крупнейшими государствами эпохи. Эти столкновения вошли в Историю как "Пунические войны". В результате первой Пунической войны, которая шла с 264 по 241 г. до н.э. Карфаген лишился Cицилии, Сардинии и Корсики. После окончания второй Пунической войны (с 218 по 201 г. до н.э.) в которой на стороне Рима выступил нумидийский царь Масинисса, получивший в последствии в своё владение ряд пунических городов между Табаркой и Мулуей, от империи остались жалкие остатки - лишь территория современного Туниса. Именно во время второй Пунической войны взошла и погасла звезда одного из величайших полководцев древности - Ганнибала.

В последствии коварный Масинисса присоединил к своей Нумидии несколько районов того, что ещё оставалось от Карфагена. Карфагеняне защищались, как могли. Их попытки спасти себя и свою родину переросли в самую короткую из Пунических войн - третью (149 - 146 гг. до н.э.). Силы были неравны и некогда могущественный Карфаген пал. "Карфаген должен быть разрушен". Намеченное было исполнено.

Земля города была предана проклятию, его территория обеспложена тоннами соли, прекрасные здания разрушены, а плодородные земли розданы участникам победоносного похода.



Сегодня посетить руины Карфагена может любой гость Туниса. Но осмотреть всё не удаётся практически никому - на части объектов до сих пор идут раскопки, а остальное раскидано по огромной территории (вспомните размеры города в эпоху его расцвета!) и обойти эту территорию физически невозможно. Поэтому туристы обычно останавливают своё внимание на наиболее сохранившихся и самых масштабных памятниках. К сожалению, почти все эти памятники были созданы не пунами, а римлянами. До сих пор поражают воображение руины терм Антонина - одного из крупнейших курортных комплексов того времени.

Эти термы уступают в своих размерах лишь термам Траяна, расположенным в Риме. Также стоит посмотреть римский же амфитеатр на 50 тысяч зрителей.

Мы можем получить представление об искусстве Карфагена , основываясь на результатах раскопок в некрополях VII - II веков до н.э., находящихся в окрестностях города. Наряду с предметами иноземного происхождения (Египет, Греция и Этрурия), которые, как впрочем, и сейчас, ценились выше предметов производства местного, найдено немало предметов, созданных в самом Карфагене. Это саркофаги, маски, статуэтки, керамика, изделия из металла и цветного стекла, а также ювелирные изделия и монеты. Основными материалами для карфагенской скульптуры служили стеклянная паста, слоновая кость и раскрашенная терракота. Преобладала мелкая пластика. Самыми древними скульптурными произведениями считаются глиняные маски (VII - VI вв. до н.э.), обнаруженные также в некрополях других пунических городов. Кроме собственно масок существовали и маски для отпугивания злых духов, в которых верили карфагеняне. Уникальны мраморные саркофаги III века, найденные в 1902 г. Среди них - саркофаг с изображением прекрасной молодой женщины, окутанной крыльями большой птицы, - предполагаемое изображение обожествлённой жрицы культа богини Танит (ныне хранится в археологическом музее г. Тунис). Тысячами на ранее подвластных Карфагену землях находят жертвенные стелы, посвящавшиеся богам Ваал Хаммону и Танит.


Наверх

Ганнибал. Один против Рима.

Ганнибал (историческая справка)
Ганнибал. Один против Рима.

Наверх

Финикийские обряды.

Одним из самых таинственных народов в истории являются финикийцы. Живя первоначально на крохотном участке земли близ Палестины, они создали огромную торговую империю, которая затем переросла в политическую. Они строили свои города в Африке, на всем ее побережье, в Испании, Италии, Азии, т. е. за многие сотни и тысячи километров от родины. Одним из этих городов был знаменитый Карфаген, являвшийся на протяжении многих веков хозяином Средиземного моря и сильнейшим государством тогдашнего мира. Его борьба с Древним Римом шла в течение ста лет и известна под названием пунических войн (пунами называли финикийцев в Италии и Африке): Первая пуническая война (264-241), Вторая (218-202) и Третья (149-146). Знаменитый полководец Ганнибал, чуть было не взявший Рим, был карфагенянином. Лишь победа над Карфагеном превратила Рим в поистине мировую империю. Являясь, как и карфагеняне, язычниками, римляне были поражены и возмущены религией, господствовавшей у финикийцев. Даже закаленные в битвах, привыкшие с улыбкой встречать смерть римляне были напуганы изуверскими обрядами, им даже в голову не могло прийти, что подобное может быть. Этот культ, который их так поразил, был культ Ваала, главного бога финикийцев. Были культы и других богов у финикийцев - Анат, Бэс, Таннит, Ашер, Астарты, Решеф, но их культы бледнеют перед культом Ваала. На протяжении многих лет ученые не верили сообщениям античных авторов, но теперь, когда произведены раскопки храма этого бога, все увидели, что древние авторы не только не преувеличивали, но даже не в полной мере отобразили этот культ. Коллегия жрецов, отвечавшая за поклонение Ваалу, разработала целый календарь праздников и памятных дат, когда необходимо воздавать Ваалу особые почести. Во дни главных праздников на площадях финикийских городов сжигались тысячи людей, а таких праздников в году было множество. Особенно Ваал "любил" новорожденных детей, которых медленно сжигали жрецы в дар богу. Ежедневно на алтарь Ваалу повергалось несколько таких детей, не считая взрослых. На алтарь богу приносились не только дети пленных, но и дети высших семей общества. Такого не было более ни в одном народе. Были даже дни, когда на алтарь повергались только молодые люди до 20 лет, опять-таки, независимо от их положения в обществе, жребий решал их участь. Сегодня на месте храмов находят сотни тысяч обугленных детских костей. Особенно неистовыми были приношения в годины войн, когда в жертву приносили десятки тысяч человек. Магия, колдовство, оккультизм, гадания, астрология - все это было широко распространено у финикийцев. Создав огромную средиземноморскую державу, финикийцы считали свое положение незыблемым и вечным. Главными городами финикийцев близ Палестины были Библ, Силон и Тир. Первый из этих городов - Библ, насчитывающий многовековую историю, к Х веку до х. э. уступил первенствующее место Тиру и его младшему брату Сидону. Эти два города при царе Хираме (около 969-936 до х. э.) образовывали Тиро-Сидонское царство, которое на протяжении истории несколько раз распадалось, образуя два самостоятельных государства. К царской династии Сидона принадлежала жена израильского царя Ахава Иезавель (3 кн. царств 16:29-34; 17-20; 4 кн. царств 9:30-33). Эта царица, гнавшая Божьих пророков, обличавших нечестие израильтян, насаждала в Израиле культ Ваала, приобщив к нему своего мужа. Но подобно тому, как поплатилась Иезавель за свои многочисленные убийства, так поплатились и сами финикийцы за свое нечестие.

Наверх

Карфаген-2011. Современные виды

Древний город по-прежнему живёт своей неторопливой жизнью на берегу Средиземного моря, храня вечное молчание...




































































































Наверх